Статья

Эволюция жилища - Недвижимость

Код: 77162 Создано: 23-10-2022 08:57
Автор:
Категория:Недвижимость

Рейтинг:         0.0/8 (0 голосов)

 

Сущность частного дома в его внутреннем мире. И неотъемлемое его качество - непрерывность границ. Потребность в таком мире в какой-то мере обусловлена генетически. Психологи при этом обычно делают ссылку на материнскую утробу - первое укрытие человека. Можно предполагать, что этот первичный опыт оказывает определенное влияние на наше мышление.

Хорошо известно, что сфера, условно окружающая человека на расстоянии вытянутой руки, определяет то пространство, которое человек считает своей личной сферой, как бы принадлежащей ему одному. Именно поэтому ее можно считать второй кожей человека. Неслучайно первые жилища были сферическими, они были отражением личной сферы человека. Сфера и ее проекция - круг - характерное представление о пространстве в первобытных культурах. Не случаен и тот факт, что первые танцы вписывались в круг.

Появление прямоугольных строений - следствие интеллектуального развития человека и его конструктивного мышления. В то же время появление осей (вверх - вниз, вправо - влево, назад — вперед) обусловлено особенностями человеческого тела. Вертикаль - это направление, параллельно которому человек бессознательно поддерживает свое тело. Горизонтальная плоскость, обусловленная осями влево - вправо, назад - вперед, позволяет человеку перемещаться, предпринимая минимум усилий. Осознание прямого угла нашло отражение и в других формах культуры. Так, хорошо известно, что появление фронтального танца связано с появлением прямоугольных строений.

Замкнутость интерьера с давних времен была исключительным правом частного жилья. Но каким бы замкнутым и ограниченным ни было внутреннее пространство, оно всегда связано с пространством внешним. Мы входим во внутреннее из внешнего. Внутреннее получает из внешнего солнечный свет. И все же стремление к изоляции наблюдается на всем протяжении истории архитектуры. Вспомним хотя бы помпейский жилой дом, представляющий непревзойденное решение замкнутого организма. Отграниченный от внешней среды, он вместе с тем связан с ней проходами, ведущими из вестибюля к нише - выходу. В частных домах и дворцах Византии, а также Европы эпохи Ренессанса преобладают централизованные структуры. Методом их создания служит принцип проектирования «снаружи - вовнутрь». Он выражается подчеркиванием входа, непрерывностью внешних границ, развитием пространства к центру. Выдающийся пример централизованного организма эпохи позднего Ренессанса - вилла «Ротонда», построенная близ Виченцы архитектором Андреа Палладио.

Эпоха барокко вносит новацию. Внешние стены, формирующие интерьер, начинают реагировать на внешнее пространство. Связи внутреннего с внешним приобретают пластическое выражение. Однако изоляция внутреннего от внешнего, непрерывность материальных границ продолжает существовать вплоть до ХХ века. Двадцатый век переносит акцент на связи внутреннего пространства Получает развитие принцип проектирования интерьера «изнутри - наружу». Централизованные планы заменяются открытыми.

Идея дома как замкнутого организма заменяется идеей перетекающего пространства. Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт первым устанавливает сильную связь между внутренним и внешним пространством. Она сводится, с одной стороны, к освобождению внутреннего пространства жилых домов от жесткого расчленения на изолированные ячейки. Он борется против интерьеров, представляющих собой коробки с размещенными в них другими коробками. Он не видит смысла в этой «клеточной» ограниченности, вызвавшей у наших предков ассоциации с камерами заключения. Он разрушает перегородки и сводит к минимуму число изолированных помещений. Дом становится свободным как пространство. Общие комнаты, легко просматриваемые, создающие ощущение единства, архитектор лишь подразделяет на части, имеющие различное назначение. С другой стороны, открытость плана его домов определяется разрушением их внешних стен. Прежде всего, Райт ломает углы - вводит угловое окно. Свет снаружи и видимость наружу появляются там, где их раньше не было. Следует вспомнить и о том, как Раит использовал мебель. Камин, обеденный стол, кровать размещаются так, чтобы стать функциональными центрами, развивающими концепцию внутреннего пространства.

Освобождение пространства в работах знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье также характерно двумя акцентами: изменением внутренней структуры, которое приводит к свободному плану, и специфической артикуляцией зоны выхода внутреннего пространства во внешнюю среду.

В утверждении освобожденного плана большое значение имели работы Миса ван дер Роэ. Однако универсальное пространство частного дома, реализованное мастером в загородном доме Эдит Фарнсворд, стало неприемлемой крайностью. Дом-аквариум, в котором были стерты границы между внутренним и внешним, оказался неприемлемым для комфортной жизни.

Растворение интерьера в среде характерно для многих построек бразильского зодчего Оскара Нимейера. Он отрицает стены, заменяет их пластинами, размывающими границы интерьера. Идея максимальной открытости не принесла желаемых результатов. Вновь профессионалы возвращаются к пониманию фундаментальной сущности дома и стен, определяющих как внутреннее, так и внешнее пространство. Важно и другое. Понимание того, что необходим интегрированный метод создания полноценного дома - проектирование не только «изнутри - наружу», но и «снаружи - вовнутрь». Эти аспекты в конце ХХ века характерны для новых частных домов не только Европы, но и России.

Но есть частная архитектура, в которой проблема комфортности, обусловленная соотношением открытости - закрытости интерьера, не существовала. Мы имеем в виду анонимную сельскую архитектуру, созданную непрофессионалами. Такая архитектура всегда была хорошо приспособлена как к потребностям владельца, так и к условиям внешней среды. Один из примеров такой архитектуры - традиционный японский дом. Дом для японца - убежище от стихий, к которым относятся не только жара, холод и повышенная влажность, но и землетрясения. Поэтому дом обладает специфической прочностью и вещественностью. Редко расставленные стойки опираются на отдельные камни - фундаменты. Каркас связывается только плоскостью пола, оторванного от земли, и самым тяжелым элементом постройки - его крышей с массивными стропилами.

План наиболее распространенного частного дома представляет собой прямоугольник, разделенный на два других меньшего размера. В одном из них находится кухня с подсобными помещениями, в другом - большая жилая комната, которую можно разделить ширмами, обтянутыми бумагой. Капитальных стен здесь — не больше двух. Все остальные стены - это подвижные ширмы из дерева и прозрачной бумаги или стекла. С их помощью можно изолировать дом от внешней среды, сделать его замкнутым, или напротив, связать его с садом, который спроектирован как продолжение дома. Итак, в арсенале современных архитекторов — опыт многих поколений, накопленный на протяжении тысячелетий. Но это не значит, что на долю наших современников остаются лишь повторение и копирование. Любая полноценная форма - всегда сплав привычного и новизны. Их постоянное диалектическое взаимодействие является характерной чертой эволюционного процесса. И меняющееся при этом их соотношение постоянно отражает фундаментальные потребности человека, лежащие на уровне подсознания, эпоху, место, творческий метод архитектора, желания заказчика - его «Я хочу!».


Источник: Прочитать на источнике
Строительный калькулятор


Реклама

Отзывы

Нет отзывов для этой статьи
 
Слов нет, надо видеть